formozissima (formozissima) wrote,
formozissima
formozissima

Category:

Страсти по Луке

Сегодня первая неделя по Пятидесятнице, день всех святых. Да, сегодня, нет, не Хэллоуин. На Троицу дама за свечным ящиком обреченно разъясняла, видимо не в первый раз, что никаких ограничений по записочкам нет, у Господа все живы, поэтому о здравии можно поминать совершенно спокойно, как, впрочем, и всегда.

Пользуясь случаем, рассказываю, как мы с коллегой сходили 9 июня в Новую Оперу. В рамках фестиваля хоровой музыки "Иное" хор и оркестр театра исполняли "Страсти по Луке" Кшиштофа Пендерецкого. Российская премьера была приурочена к 50-летию написания, в зале присутствовал автор.

Впечатления остались очень сложные. Уже сам анонс, гласящий: "«Страсти по Луке» — синтез эпох, стилей, выразительных средств, техник композиции: от григорианского хорала и полифонии эпохи Возрождения до техник музыкального авангарда ХХ века — додекафонии, сонористики (помимо пения, хор в «Страстях…» говорит, шепчет, кричит, смеется, свистит). Драматургия «Страстей по Луке» включает фрагменты текстов Евангелия от Луки, повествую­щих о молитве на Масличной горе, вплоть до распятия Христа на Голгофе," - сразу настраивал на то, что будет непросто. С другой стороны, "Страсти по Матфею" Баха, также предложенные в программе фестиваля, я не только слушала, но и принимала участие в исполнении, да и московская афиша их предлагает не часто, зато регулярно. Что касается "Страстей по Луке", то не исключено, что в следующий раз их можно будет услышать опять же лет через 50. В общем, мы с коллегой смело шагнули в зал.

Что хочу сказать. Я не великий знаток и ценитель авангардной музыки. По той простой причине, что слушать это, ээээ, затруднительно. Вообще, люди, которые стояли у ее истоков, доказывавшие, что такая музыка имеет право на существование и вообще является музыкой, - люди действительно мужественные. Причем не только представители соцлагеря, но и западных стран, т.к. помимо новых форм там сильна и тема коммерческой перспективы. Поэтому этот феномен удивителен хотя бы с точки зрения смелости причастных к нему музыкантов.

Еще затруднительнее эту музыку исполнять. Хор, на который легла основная нагрузка, творил чудеса. Было понятно, что все эти додекафонии и прочая сонористика не плод абы-куда-вступления, а именно пропеты (просмеяны, провыкрикнуты) по нотам. В хоре как минимум у пяти человек засекла камертоны. Причем дамы элегантно вешали их в декольте в виде импровизированного украшения. Надо сказать, у артистов периодически возникали затруднения. В какой-то момент тенора оживленно тыкали пальцем в ноты товарищу, который отстал от коллектива страницы на три. Солистам досталось даже больше, чем хору. Конечно, свежесть музыкального языка и новые формы это прекрасно, но заставлять баритон периодически выходить в фальцет - это свинство. Тем более, что эстетически это не прибавило ничего, зато певец мучился страшно. Мученья выдержал с честью, только зачем...

Самое удивительное, что музыка производит впечатление. В какой-то момент стало по-настоящему страшно. Потом, обсуждая пережитое, мы с коллегой сошлись во мнении, что слушать такое психически неуравновешенным людям попросту опасно. Припадок спровоцировать легче легкого. Было полное ощущение погружения в бездну. Буквально. В какой-то момент мне стало физически плохо. Самое интересное, что поднять из бездны даже не попытались. Распятие было разобрано весьма подробно, а вот воскресенье опустили. Пасхальной радости не было, да и не предполагалось. Уж не знаю, с чем это связано: западная ли традиция, восприятие ли самого автора, а может и каноны, если так можно их назвать, авангардной музыки.

С этой точки зрения "Страсти по Матфею" митрополита Иллариона Алфеева диаметрально противоположны со всех точек зрения. Его музыка во многом вторична. Цитат можно насчитать огромное количество. Но в общем итоге она тянет вверх. Даже самые страшные моменты совершенно по-другому решены. По крайней меры вот так опускать в бездну людей к этому не готовых Алфеев не спешит. И заканчивается все абсолютно однозначным гимном свету.

Иными словами, впечатлений от знакомства с творчеством уважаемого композитора Пендерецкого мне хватит надолго. Подозреваю, что артисты потом пару дней отлеживались.
Tags: концерт, шо это было
Subscribe

  • Куда приводят мечты

    Одним из базовых постулатов позитивной психологии является убеждение, что мечты обязательно сбудутся, главное хотеть. Причём хотеть правильно, иначе…

  • Два мира - два Шапиро

    За написанное я рискую попасть под град тапок от адептов сразу нескольких религий. Зато женщины меня поймут и,пожалуй, поддержат. По утрам ,…

  • Новые горизонты victim blaming'a

    Бывают новости, от которых теряешь дар речи. Пару дней назад прошёл суд над человеком, который в Третьяковке повредил картину Репина "Иван Грозный и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments